Ребёнок после развода. Рекомендации психолога

ВАША ИСТОРИЯ:

Здравствуйте, Екатерина Сергеевна!

Хотелось бы спросить Вашего совета относительно своей дочери.

Меня зовут Алена. Мне 29 лет. Моя дочка учится во втором классе. Ей 9 лет. Примерно два года назад, мы с мужем развелись. Развод был достаточно тяжелым, все происходило на глазах дочки: мои слезы, истерики, разборки, выяснения отношений. Я понимаю, что все это было неправильно, но этот развод был для меня большим ударом и потрясением, и в то время я, наверное, больше думала о себе, а не о ней. До развода, дочка с папой были очень близки. И после развода папа её тоже не оставил. Он помогает материально, покупает ей подарки, проводит с ней время, в общем делает почти все что делал и до развода, только не живет с нами. Он тоже очень переживает за неё, за то что она изменилась (поведение стало хуже).

Примерно в это же время у дочери начались проблемы в школе. Она стала ссорится с подружками, хотя до этого они дружили много лет, с самого садика. Также дочка стала проявлять агрессию. Может накричать на девочек, толкнуть их. Её подружки после этого стали дружить вместе, а Олю избегают. Недавно я заметила, что когда она пытается с кем-то познакомится, то первое что она спрашивает у новых подружек: «А Вы меня не бросите?», «А я хорошая?», «А я вам нравлюсь?». Я пыталась поговорить с её подружками, почему они с ней не дружат, но они стесняются и ничего толком не говорят мне.

Она стала очень плаксивая, капризная, обидчивая, плохо спит по ночам, лениться что-либо делать. Я сводила её к неврологу и нам поставили диагноз «эмоциональная апатия и отсутствие воли«.

Также она стала хуже учиться, появляются плохие оценки. Самое странное, что когда она занимается с репетитором, то у нее все получается, репетитор её хвалит, говорит что она сообразительная, умненькая, старательная, но вот в школе её как будто подменяют. Она начинает там грызть ногти, плакать без повода, рисовать на обоях, очень часто перед школой у неё появляется тошнота и рвота. Но дело в том, что мы ходим в лицей и отметки там играют очень большую роль. Я общаюсь с учителями, пытаюсь оправдать дочку перед ними, но ситуация лучше не становится. Я боюсь, что если так продолжится, что нас попросят оттуда уйти и нам придется пойти в обычную дворовую школу по прописке, а мне бы этого не хотелось.

Я много времени провожу с дочкой. Мы вместе делаем уроки, ходим гулять, я вожу её на тренировки, к репетиторам, мы ходим в бассейн. Не понимаю в чем моя ошибка.

Я очень переживаю за дочку и совершенно не знаю что мне делать. Помогите пожалуйста. Скажите в чем может быть причина всего происходящего.

Заранее спасибо, Екатерина Сергеевна, за ответ.

С уважением, Алена Н.

МОЙ ОТВЕТ:

Алёна, добрый день!

Из Вашего сообщения я увидела несколько моментов, которые Вас беспокоят и на которые стоит обратить особенное внимание. Постараюсь разобрать их по степени важности для ребенка, как я это увидела.

1. Вопрос взаимоотношений с ребятами в школе.

В Вашем сообщении я обратила внимание на вопрос, который Дочка задает новым людям: «А Вы меня не бросите?«, при знакомстве и общении. Думаю что причина в том, что две важные для нее ситуации, произошедшие в ее жизни наложились друг на друга и привели к тому, что у Оли нет чувства безопасности и уверенности в себе и в том, что она достойна того, чтобы ее не бросили, чтобы с ней остались. От этого у нее, ВОЗМОЖНО (это только предположение, не видя ребенка я не смогу точно сказать, что это именно так) у нее повышенная тревожность и чувство вины, которые и находят выход в агрессии (толкнула девочку), в эмоциональной апатии и отсутствии воли (диагноз Вашего невролога), так как все силы, ресурсы ребенка как бы уходят на внутреннюю работу с этой тревогой и чувством вины. Я говорю про ситуацию развода и ситуацию когда ее подружки перестали с ней дружить.

Вы написали, что второй год не живете с папой Оли. Вы пишете, что папа участвует в жизни дочери, помогает материально. НО, у нее в голове (скорее всего,  ведь именно так бывает у большинства детей и подростков) совсем другая картинка. Папа ушел ОТ НЕЕ, папа не живет с Вами потому что ОНА этого не заслуживает, ОНА недостаточно хороша для того чтобы папа жил с ней.

Ребенку очень сложно принять тот факт, что в разводе виноваты оба родителя, так как родители просто не могут быть плохими (психика защищается от этого) и дабы сохранить картинку хороших и добрых ОБОИХ родителей — начинает искать причину и вину в себе. В это же время у нее происходит разлад с подружками, что для нее опять же служит подтверждением того, что ОНА НЕ ДОСТОЙНА ТОГО чтобы с ней дружить.

В данной ситуации я бы порекомендовала Вам помочь ей с налаживанием отношений с потенциальными подружками. В данном возрасте роль взрослого еще очень и очень важна. Например, Вы можете предложить им совместный досуг, пригласить девочек (любых соседок, или из школы) в гости и вместе с ними поиграть (куклы, настольные игры и т.п.), сделать так чтобы девочкам было интересно с Вами. Или сходить с ними вместе в какой-нибудь игровой центр и т.п. И через Вас произойдет принятие Вашей дочери девочками и дружба возобновиться.

Кроме того, просто необходимо постоянно говорить дочке (как Вам, так и папе), что Вы ее любите, что она самая лучшая, что Вы очень счастливы что она родилась именно у Вас в семье, что если бы Вам нужно было выбирать, Вы выбрали бы только такую дочку еще в ста миллионах жизней. У нее должно появится чувство безопасности и стабильности, уверенности в том, что ее не бросят, что она достойна любви и принятия. А формирование этого чувства идет только от родителей. И когда она поверит в то, что она достойна любви и принятия у нее начнут налаживаться отношения с одноклассниками.

2. Второй момент.

Вы пишите что, дочка стала грызть ногти, плачет на уроках, рисует на обоях где сидит. Алена, это самый настоящий школьный невроз, в чистом его проявлении. Ваша дочка просто психически не справляется в нагрузками. Ее психика не готова к таким нагрузкам. Она в этом не виновата.

В данной ситуации я бы настоятельно рекомендовала Вам не думать о замечаниях, двойка, тройках, а подумать о здоровье ребенка. Школе, учителям нужны результаты и показатели. Вам же нужен здоровый, крепкий, уверенный  в себе ребенок. Ее же психике настолько тяжело, что все начало «вылазить» и  проявляться на уровне тела (ногти, слезы, расторможенность). Это очень неприятные последствия школьных нагрузок.

Алена, все мы хотим чтобы наши дети были успешны, уверенны, учились только на пятерки и т.п. Но это НАШИ хотелки. Психика детей говорит/кричит о другом. Есть такие детки (как Ваша дочка), которым нужен более спокойный темп, более спокойная атмосфера и они не могу учится хорошо и соответствовать требованиям школы и учителей. Не НЕ ХОТЯТ, а НЕ МОГУТ. И их надо просто принять с этой их особенностью. Занимаясь с репетитором, Ваша дочь показывает хорошие результаты (Вы писали, что репетитор говорил Вам, что девочка умненькая и он не понимает почему у нее плохие оценки). Поэтому не давите на ребенка, пусть учится в том темпе и с теми результатами, которые для нее комфортны. ЗДОРОВЬЕ телесное и психическое намного важнее отметок. Придет время, психика укрепится, дозреет и все наладится. Не давите на нее. Она не должна соответствовать требованиям школы, к которым она не готова.

3. Вы хорошая мама.

Вы очень много времени проводите с дочкой, у Вас насыщенный досуг, активное времяпрепровождение. Вы на ее стороне перед учителями. Вы пытаетесь поговорить с ее подружками. Это очень хорошо, что у Оли есть такое место где ее поддерживают и помогают.

Попробуйте дать ей немного больше ответственности в делах, в которых она будет заведомо успешна. Попросите ее помыть посуду или вытереть пыль (какое нибудь ВЗРОСЛОЕ задание, которое Вы ей раньше не доверяли, НО с которым она НАВЕРНЯКА СПРАВИТСЯ). И хвалите ее, гордитесь ей, расскажите об этом (чтобы она слышала) папе, бабушкам, всему миру. У нее должно сформироваться чувство уверенности В СЕБЕ. Не в Вас как в паре МАМА+ДОЧЬ, а в том, что ОНА САМА ОДНА МОЖЕТ! Чувство уверенности в себе формируется из маленьких побед. Вот и обеспечьте ей их. Это очень важно.

Всего Вам самого доброго и светлого.

С теплом и верой в Вас, Екатерина Серова

Прочитать все статьи канала Вы можете в специальном разделе

 

Добавить комментарий