«Какой-то он тупой…».
Слышали нечто подобное? Так в раздражении иной раз говорит о ребенке учитель – родителю, с горечью – сами родители, с чувством превосходства – дети об однокласснике.
Жестоко?
Но смотрите сами: ему нужно все объяснять по нескольку раз; все решают три примера — он – один. Пока до него дойдет, чего от него хотят, – уже звонок. На уроке он половины объяснений не слышит, в общую работу класса «не включается». Да еще и страшно несобранный: то забывает, то просто опаздывает. Пока соберется – сто лет пройдет, не дождешься. Вот и приговор – «ТУПОЙ».
Факты фактами, но так ли это на самом деле?
К счастью – нет! Как показывает опыт психологических исследований, умственное развитие таких детей абсолютно нормальное. Некоторые психологические тесты они выполняют даже лучше свои «более сообразительных» ровесников. Вот что верно, то верно: делают они все медленно; и времени на тестовое задание уходит больше. Но за одно это «тупыми» их назвать никак нельзя.
В чем же дело?
Вспомним с чего все начинается. «Быстрее!» — тянет за руку упирающегося малыша раздраженная мама. «Быстрее!» — торопит воспитательница в детском саду… «Он у нас такой копуша, — жалуется бабушка, завязывая шнурки внуку, — если ждать, когда сам завяжет, лучше и не собираться гулять». Все его торопят, — а он «не иначе как на зло» все делает еще медленнее.
Вот именно! Не тупой он, а медлительный! И все вышеописанное характерно именно для медлительных детей. Сколько их постоянно спешащих, задерганных взрослыми, неуверенных в себе, живущих с постоянным страхом «не успеть, не сделать вовремя»….
В школе будут и свои беды, но и прежние останутся – опять спешка, недовольство взрослых и ощущение собственной неполноценности…. У них как правило, небрежный почерк, они не успевают за темпом работы в классе и часами сидят за уроками дома, они делают «глупые» ошибки в диктантах и сочинениях и, как правило, успевают выполнить только часть контрольной. Могут быть разные варианты, но это по форме, а по сути.
А по сути, медленный ребенок страдает намного больше нас с Вами – упрекающих и заботящихся. Ему необходимы признание, поддержка, любовь окружающих; а что он видит и слышит – и дома, и в школе – кроме упреков и нравоучений? Сначала он боится огорчить старших, судорожно ищет как избавиться от неприятностей. Однако, не получая поддержки, понимает: стараться бесполезно, все равно не получится.
И учителя, и родители именно медлительных детей часто считают их тупыми и неспособными. И основной аргумент: «когда хочет, — может быстро работать». Да, любой человек может пересилить себя, заставить перемахнуть через двухметровый забор, если за ним собака гонится. Но такое бывает раз в жизни. Также и ребенок: он, конечно, может напрячь все свои силы, чтобы что-то сделать, ради одобрения родотелей. Но какой ценой? То, что приемлемо в чрезвычайной ситуации – не для повседневного употребления.
Можно ли заставить их быть быстрее? Прежде всего надо вспомнить, что темп в любых занятиях человека определяется особенностями высшей нервной деятельности, подвижностью нервных процессов. А значит, может регулироваться самим человеком и внешними воздействиями ЛИШЬ ОТЧАСТИ, — потому что это неподвластная нам физиология. Следовательно, с медлительностью ребенка не надо бороться; с этим качеством надо уметь считаться и учиться жить комфортно.
Да, этим детям нужно больше времени для формирования новых действий – и именно поэтому у них сложнее идет процесс формирования навыка письма и чтения. И вот в их тетрадях почти на каждой странице появляются восклицания учителя: «Опять не дописал», «Только половина работы!», «Где примеры?».
Поможет ли это медлительному ребенку? Да никогда!
Любая подгонка, спешка, требование «быстрее», лишь замедляют скорость ребенка.
Вот Вам первая новость – ребенок делает это не специально, не на зло, как считают взрослые, — это мы этому причиной, наши понукания.
Новость номер два: не все медлительные дети одинаковы. Существует два типа медлительности. Несмотря на то, что внешние проявления медлительных очень схожи, медлительность может быть связана с врожденными и наследственными особенностями нервной системы. Такие дети, как правило медлительны во всем: в игре, в целенаправленной деятельности, в рече, в хотьбе, в любых движениях. А может быть медлительность только в определенных видах деятельности (наиболее трудных для ребенка). Как правило это характерно для ослабленных, часто болеющих детей со сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, — ведь при ухудшении состояния темп любой деятельности замедляется. Медлительность может быть воспитана и условиями среды, жизни ребенка.
Но все таки: если он «ничего не успевает», что же делать?
- Набраться терпения, не нервничать не раздражаться, научиться строго рассчитывать время, и спокойно решать все проблемы. Всегда говорите спокойно, доброжелательно, избегайте «тысячу слов в минуту», иначе – «вся тысяча» – пройдет «мимо ушей! Помните, что усталость, плохое самочувствие, плохое настроение, напряжение, тревожность, боязнь вашего осуждения и недовольства еще больше замедляют работу.
- Распланировать день ребенка так, чтобы:
— он вставал на полчаса раньше (при этом будите его еще за полчаса до того момента, когда действительно нужно вставать);
— не упрекайте утром за то, что было не сделано вчера (приготовьте одежду, портфель), не планируйте на утро никаких дополнительных, а тем более неожиданных дел (медлительный ребенок всегда должен знать заранее что и когда он должен делать);
— не усаживайте сразу после школы за уроки (час-полтора отдыха, лучше на воздухе, сделают работу более эффективной);
-помните, что такой ребенок долго включается в работу. Дайте ему время покойно все разложить, найдите какой-нибудь включающее задание, например, заточить карандаш. Первое задание должно быть заведомо легким, доступным, сложность заданий должна увеличиваться постепенно;
— Не забывайте хвалить ребенка. Через 15-20 минут делайте перерыв в работе. Не добивайтесь непременно самостоятельного решения (если оно не дается ребенку); учтите, что медлительные дети часто припускают то, что происходит на уроке;
— Перед сном не говорите о неудачах. Погуляйте, расслабьте ребенка, успокойте.
И последний вопрос – проходит ли медлительность с возрастом?
Конечно, по мере роста ребенка, приобретения им навыков работы, его действия будут более быстрыми – но только в сравнении с самим собой!
Можно порекомендовать некоторые упражнения для тренировок: это игры со сменой скорости движений («быстро-медленно-быстро», «медленно – быстрее -быстро»).
Можно использовать такие цепочки:
— хотьба – бег – хотьба — медленная хотьба;
— хлопки медленно – быстро –медленно;
— бег пальчиками;
С теплом и верой в Вас, Екатерина Серова
Прочитать все статьи канала Вы можете в специальном разделе
Если понравилось – нажмите «Палец вверх» — мне будет приятно!
Подписывайтесь на канал и в следующей статье Вы узнаете несколько эффективных техник и упражнений способных сделать Вашу жизнь немного лучше!
«Я всегда умел говорить» или урок от сына
Внимание!!! Синдром арахисового масла
Я не люблю тебя больше или 18 букв назад
Похудеть наверняка – три психологических трюка
3 способа избавления от навязчивых мыслей